Как предприниматели планируют выходить из карантина. Часть 2.
Мухамед Кадыров, производство и экспорт трикотажных изделий:
Наша компания существует на рынке Узбекистана уже 7 лет. Трикотажные изделия, которые мы производим, в основном идут на экспорт. В нашей стране очень много производителей трикотажа, ведь на нашу продукцию очень большой спрос со стороны российского и казахстанского рынков. Это и не удивительно, ведь продукция производится хорошего качества, а цены ниже чем у главных наших конкурентов - китайских производителей. При этом у нас проще с логистикой, плюс удобство общения на русском языке облегчает работу с узбекскими производителями.
Общий штат сотрудников составляет от 50 основных сотрудников и доходит до 100 в случае наличия крупных заказов. В начале марта мы получили крупный заказ от российского заказчика и для его изготовления набрали штат около 80 человек. Мы находимся в Ташкентской области, поэтому стараемся брать тех работников, которые живут рядом. Кормили обедом, а если работа велась допоздна, то ещё и ужином.
Из-за объявленного карантина пришлось на две недели полностью приостановить работу. Затем мы развезли швейные машинки по домам к сотрудникам, которые давно работают и проверены годами. Отвозили им готовый крой, собирали готовую продукцию, так как договорные обязательства очень жёсткие и нужно было вовремя сдать заказ. Конечно, у нас увеличились расходы в связи с этим, но зато сократили отставание от графика производства.
В период карантина основному штату в 50 человек заработную плату удалось выплатить почти в полном объеме, только за две недели простоя выплатили всем на 50% меньше. После того как разрешили работать, на работу вышли все сотрудники. У нас большой цех, поэтому для соблюдения дистанции часть оборудования разместили в подвале. Так же увеличилась расходная часть на обработку и санитайзеры. Но сейчас для нас главная задача - нагнать производственный график и вовремя отгрузить продукцию.
Карантин помог найти нам новые решения. Во-первых, мы смогли точно определить кто из сотрудников лояльный и преданный. С теми, кто работал плохо или не хотел работать совсем, мы попрощались. Во-вторых, стали иначе организовывать производственный процесс, так что если опять объявят карантин, то мы уже знаем как работать, чтобы производство не приостанавливалось!
Павел Иванов, оптовые и розничные продажи оборудования и расходников для IT компаний:
Мы на рынке уже 15 лет, сначала был один вид деятельности, затем перепрофилировались. Сейчас мы занимаемся оптовой и розничной торговлей, услугами по пусконаладочным работам.
Когда объявили карантин, работа частично остановилась. Это длилось недолго, примерно около трёх недель был постепенный спад, а затем пошло повышение продаж. Лишь одну неделю мы ничего не отгружали, ничего не продавали, падение было на 100%.
Штат составляет 60 человек в двух компаниях. Почти всем сотрудникам удалось сохранить заработную плату в полном размере. Этому способствовала заранее подготовленная "подушка". Менеджерам по продажам выплатили их гарант и доплату, исходя из расчета среднемесячного заработка в процентном соотношении.
По прошествии этого времени мы сумели сохранить штат, все сотрудники остались на своих местах. От нас ушли 4 человека, но это было добровольным их решением.
Однозначно карантин привнёс новшества в нашу работу - мы в полной мере стали пользоваться CRM системой, все привыкли пользоваться электронной почтой. А самое интересное, что появились идеи, которые можем предложить нашим клиентам, их осуществлением мы сейчас и занимаемся!